logo
 
   
     

Словарь ТЕРМИНОВ

А Б В Г Д И К Л М Н П Р С Т Ф Э

   
 
Фотошеп
 
   
 
       

 

 

М м

Маньеризм (от итал. maniera— «манера») — течение в европейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Основополагающим тезисом маньеризма является положение о «внутренней идее» (источником которой является воображение, личное творческое начало мастера) как основе художественного образа.

Марина (итал. marina, сгтлат. marinus — «морской») — морской вид, картина (рисунок, гравюра), изображающая море.

Масляная живопись — разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества, а также на определённых приёмах работы с красками.

Модерн (франц. moderne — «новейший», «современный») — стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX в. (другие названия — «ар нуво» во Франции и в Англии, «югендстиль» в Германии, «сецессион» в Австрии, «либерти» в Италии, «модернисмо» в Испании), использовавший новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчёркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство модерна отличает поэтика символизма, декоративный ритм гибких, текучих линий, стилизованный растительный узор.

Модернизм (от франц. moderne — «новейший», «современный») — общее название течений в искусстве конца XIX—XX вв, порвавших с классической традицией, традициями реализма.

Мольберт (нем. mallbertt — «полка для живописи») — деревянный или металлический станок для живописи, па котором на различной высоте (и часто с различным наклоном) укрепляются подрамник с холстом, картон, доска.

Монограмма (от греч. «монос» — «один» и «грамма» — «буква») — сплетённые в виде вензеля начальные буквы имени, фамилии; условный знак, заменяющий подпись на произведении художника.

Н н

Натурализм (от лат. natura — «природа») — направление в литературе и искусстве конца XIX в., стремившееся к уподоблению художественного познания научному, к объективному и бесстрастному изображению реальности (прежде всего человеческих характеров), их обусловленности физиологической природой и средой.

Неоимпрессионизм (франц. neoimpressionisme) — течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г., придавшее методический, научно обоснованный характер разложению сложных тонов на чистые цвета и приёмам письма отдельными мазками.

Неоклассицизм (франц. neoclassicisme) — идейно-художественное направление и стиль в европейском искусстве второй половины XVIII — начала XIX в.; направление в европейском искусстве начала XX в., считающие классические традиции искусства античности, Возрождения и классицизма высшей художественной нормой, идеалом и недосягаемым образцом.

Неопластицизм (от греч. «неос» — «новый» и «пластика») — доктрина «искусства чистой пластики», выработанная голландским абстракционистом Питом Мондрианом в начале XX в., полагавшая первейшей задачей «денатурализацию форм», очищение природы от иллюзорного многообразия и обнажение таящейся в ней первичной схемы.

П п

Палитра (от франц. palette — «пластинка») — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.

Панно (франц. panneau) — изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украшения стен, потолков.

Пастель (франц. pastel) — цветные карандаши из красочного порошка без оправы; рисунок или живопись, выполненные ими.

Перспектива (от лат. рperspicio — «ясно вижу сквозь») — система изображения пространства и объёмных тел на плоскости.

Пинакотека (от греч. «пинакс» — «картина» и «теке» — «вместилище») — хранилище живописи, картинная галерея.

Пленэр (франц. plein air — «открытый воздух») — передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, т.е. под открытым небом, под воздействием солнечного света и воздуха. Пленэрной называют живопись на открытом воздухе (вне мастерской). Пленэром — также группы, собранные для коллективной работы на открытом воздухе.

Подмалёвок — подготовительная стадия работы над картиной: проработка объема изображённых предметов, фигур общим тоном или несколькими тонами в расчёте на то, что они будут просвечивать сквозь верхние слои краски.

Поп-арт (англ, рор art, сокращение от popular art — «популярное, общедоступное искусство») — течение в искусстве 50— 60-х гг. XX в., для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры.

Постимпрессионизм (франц. postim-pressionisme, от лат. ром — «после» и франц. impressionisme) — собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца XIX — начала XX в., декларировавших своё неприятие эстетики импрессионизма и хронологически следующих за ним направлений.

Постмодернизм (англ. postmodernism) — в 70—90-х гг. XX в. направление в общественной жизни и культуре современных индустриально развитых стран. Характерной особенностью постмодернизма является объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приёмов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур.

Примитивизм, наивное искусснаправление в изобразительном искусстве конца ХIХ—XX вв.: твопрограммное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств.

Пуантилизм (от франц. pointiller — «писать точками») — художественный приём в живописи: письмо раздельными чёткими мазками (в виде точек или мелких квадратов), наносящими на холст чистые краски в расчёте на их оптическое смешение в глазу зрителя.

Пуризм (т лат. purus — «чистый») — направление во французском изобразительном искусстве 20-х гг. XX в., провозглашавшее необходимость создания искусства декоративного по своим задачам, а по форме предельно строгого, очищенного от деталей и усложнений


 
       
 
© Катруся e-mail: KatrysaDo@ukr.net Все исторические материалы взяты из энциклопедий Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
Сайт управляется системой uCoz