|
Р р
Растушёвка — растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведённых карандашом, пастелью и т. д.
Реализм (от лат.realis — «действительный», «вещественный») — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: объективное отображение действительности, правда жизни, воплощённая специфическими средствами различных стилей и видов искусства. Реализм, понимаемый как тенденция развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие древних наскальных изображений, идеализация античного искусства, одухотворённость и одновременно «натурализм» поздней готики и т. д. В современной эстетике и искусствознании отсутствует окончательное определение реализма, его хронологических рамок.
Романтизм — идейнохудожественное направление в европейской и американкой культуре конца XVIII — первой половины XIX в. Основное в романтическом искусстве — чувства и фантазия автора. Единственное правило в искусстве для художника-романтика — это верность себе, искренность изобразительного языка. Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью.
C c
Светотень — градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов, оттенков, позволяющее воспринимать объём фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Светотень служит также важным средством эмоциональной выразительности.
Символизм (от греч. «симболон» — «знак», «символ») направление в литературе и искусстве Европы концаXIX — начала XX в. Особенностями его являются многозначность образов, игра метафор и ассоциаций. Представляя разные стили эпохи (поздний романтизм, академизм, постимпрессионизм,людерн), мастера этого направления считали искусство символом непознаваемого, мира видений и грёз.
Социалистический реализм — теоретический принцип и официальное художественное направление, господствовавшее в СССР с середины 30-х до начала 80-х гг. Его основными принципами были провозглашены правдивое изображение действительности в её революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой. Сложилась жёсткая и безапелляционная программа социалистического реализма, основанная на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского строя, социалистического строительства и трудового энтузиазма. Художественное творчество определяли лозунги коммунистической идейности, партийности и народности.
Супрематизм (oт лат.supremus — «наивысший») — направление в авангардистком искусстве России, основанное в 1913 г. К. С. Малевичем. Композиции супрематизма организуются из разноцветных плоскостей, имеющих форму квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, креста. Такие комбинации должны были выразить абсолютные, «высшие» начала реальности, постигнутые интуицией художника.
Сюрреализм {франц. surrealisme — «сверхреализм») — направление в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, заменённых субъективными ассоциациями.
Т т
Темпера (итал. tempera, от temperare — «смешивать краски») — краски, растёртые на яичном желтке или на клее, смешанном с маслом, разведённые в воде; техника живописи такими красками.
Тёплые и холодные цвета — цвета, расположенные в тёплой (красный, жёлтый, оранжевый) и холодной (синий, фиолетовый, зелёный) частях спектра.
|
|